Экстрадиция

Залишення в небезпеці

Экстрадиция

Экстрадиция.

ЭкстрадицияЭкстрадиция — в юриспруденции — передача одним

государством другому (по запросу последнего) лица,

подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления,

либо осужденного преступника.

Экстради́ция (вы́дача) (от лат. ех — «из», «вне» и traditio —

«передача»)— форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

Юридическая помощь, защита

Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых

или обвиняемых в совершении преступления (для судебного разбирательства), либо лиц, уже осуждённых

судебными органами другого государства (для исполнения приговора).

По отношению к штатам США термин «экстрадиция» используется также для обозначения выдачи (англ.

rendition) обвиняемых одним штатом другому.

Правовые основания

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами.

Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой

должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство.

Примером такой конвенции является Европейская конвенция о выдаче 1957 г.

В принципе выдача может осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством запрашиваемой стороны.

Условия выдачи

Выдача преступников — право государства, но не его обязанность.

Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список

либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре.

Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение

которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так

и запрашиваемой стороны.

При этом договорами устанавливаются условия, которые позволяют отказать в выдаче.

К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо

преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или

смертной казни.

Выдача своих граждан

В большинстве государств мира не допускается экстрадиция своих граждан.

Такой принцип закреплён в конституциях многих государств. Все государства ЕС имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Аналогичная ситуация и в США.

Китай, Япония, Франция, Беларусь, Украина и некоторые другие страны не экстрадируют своих граждан.

Кроме того, по японскому законодательству экстрадиции фактически не подлежат не только граждане

Японии, но и граждане других государств, являющиеся этническими японцами, поскольку они имеют право на японское гражданство (так властям Перу было отказано в выдаче Альберто Фухимори).

Процедура выдачи

Процедура выдачи начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса.

Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из

языков международного общения (английский, французский — в зависимости от требования

запрашиваемой стороны).

Запросы передаются либо через министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные

органы (министерства внутренних дел, юстиции, прокуратура и т. п.).

В случае задержания предполагаемого преступника в запрашиваемом государстве начинается судебная

процедура.

Роль суда — подтвердить юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех соответствующих

требований.

Если суд отклоняет запрос, процедура прекращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи,

решение принимается административными органами. Считается, что окончательное решение о выдаче лица носит политический характер.

Современные тенденции

В современном международном праве наблюдается тенденция упрощения процедуры выдачи.

В частности, идет речь о смягчении требований «двойной подсудности», сокращении числа оснований отказа

в выдаче, сокращении роли административных органов.

Тормозом в этом процессе является неготовность государств безоговорочно признавать выданные в других

странах ордера на арест ввиду различия судебных систем, а порой и недоверия друг к другу.

Наибольшего прогресса в упрощении выдачи добились государства-члены Европейского союза, которые

ввели в отношениях между собой так называемый «Европейский ордер на арест».

Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника,

без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Выдача и передача

С выдачей часто отождествляют другие виды международной правовой помощи, в частности, те, которые официально называются «передачей».

В частности:

  • Передача лица международному судебному органу (такому, как Международный трибунал по бывшей Югославии или Международный уголовный суд).
  • Передача осужденных (для отбывания наказания в другом государстве, нежели то, в котором вынесен приговор). Договорённости об осуществлении таких процедур зачастую предусматривают, помимо оглашаемых формальных условий, также некие условия политического или финансового характера, которые не раскрываются.
  • Временная передача лица, находящегося под стражей или осужденного к лишению свободы, для проведения следственных действий в другом государстве.
История выдачи

С древних времен до конца XVII века экстрадиция — редкое явление, применялась в основном к политическим преступникам, еретикам, перебежчикам.

В XVIII — первой половине XIX века индустриализация и появление новых видов транспорта вызвали увеличение интенсивности перемещения людей, что привело к проблемам с ограблениями на железных

дорогах, бродягам и трансграничным преступлениям.

Договоры о выдаче стали заключаться в больших количествах между сопредельными странами и распространялись не только на дезертиров, но и на общегосударственных преступников (убийц, воров).

1840—1943 — третий период в истории экстрадиции.

С 1943 — Вторая мировая война показала необходимость отсылать военных преступников в страны, в которых были совершены их действия. Для этого уже в 1942 году союзники приняли «Межсоюзническое заявление о наказании за военные преступления».

Самым ранним из дошедших до нас документов об экстрадиции считается договор, заключённый в 1278 г. до н.э. между египетским фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III.

В нём говорилось, что «если кто-либо убежит из Египта и уйдёт в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернёт в страну Рамсеса» целым и невредимым («да не повредят их глаз, уст и ног»).

“Послали колена Израилевы во всё колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! Выдайте развращённых оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их, и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих” Книга Судей 20.12

Из истории Греции приводят пример того, как афиняне согласились выдать македонскому царю Филиппу всех лиц, посягнувших на его жизнь.

Ахейцы угрожали Спарте нарушением союза, если не будут выданы её граждане, совершившие нападение на одну из деревень.

В истории Рима ссылаются на галлов, требовавших выдачи напавшего на них Фабия, и на аналогичное требование римлян в отношении Ганнибала, а также на Катона, который требовал выдачи Цезаря германцам за то, что тот начал с ними несправедливую войну.